EN | RU | CN
+7 (383) 212 51 15
+7 (383) 212 51 13

26.05.2015

Коврижкин - Необыкновенный вояж. Монголия

Тайны Монголии

Проснулся внезапно не от дробного стука колес. Причиной оказалось властное и тревожное ощущение поездки по чужой территории. За окном купе уже начинало светать. На востоке в полнеба заявила о себе заря. Солнца еще не было видно из-за бесконечно тянувшихся холмов. Но вот первые его лучи робко бросили багряный отсвет на легкие облачка. В прозрачном сумраке еле просматривалась долина, по которой мчал наш поезд. Иногда светлыми пятнами проплывали далекие юрты, одинокие «домики», да угадывались отары не то овец, не то низкорослых монгольских лошадей. Всматриваясь в незнакомый пейзаж, поймал себя на том, что почти ничего не знаю ни об этой стране, ни о ее жителях. Ну, кочевники, ну, скотоводы... Где-то недавно читал о том, что на каждого монгола приходится 24 головы крупного рогатого скота, что частенько здесь гостит ящур...

За окном отчетливо показалось несколько невзрачных строений. Пока разглядывал, поезд, едва остановившись, вновь двинулся. И тут неудержимо захотелось быть среди людей, проживающих здесь: потомков и сородичей грозного и талантливого Чингисхана. Узнать, что они представляют собой, чем живут.

Прежде всего хотелось узнать секрет долголетия монголов. От самих же монголов, обучающихся у нас в Новосибирске, я был наслышан о том, что многие здесь живут сто и более лет. Ссылаются на особенности климата, на кумыс, на чай с молоком и солью, на какие-то особые снадобья и составы, которые, якобы, продляют жизнь, и о которых до наших дней дошли смутные упоминания. Так, например, французский епископ Аллен де Лисле - лицо, реально существовавшее (умер в 1278 г.) - занимался помимо церковных дел медициной. Когда ему было много лет и он умирал, то прибег к подобному средству - изобретенному им снадобью - и продлил свою жизнь еще на 60 лет.

На такой же примерно срок удалось продлить жизнь Чжан Даолину, одному из отцов философской системы дао в Китае. Когда ему было 60 лет, сообщают хроники, он вернул себе молодость и прожил еще столько же.
Документированное сообщение такого же рода связано с именем раджи княжества Патиалы (Индия) Тапасвиджи (1770 - 1856 гг.). Когда ему исполнилось 50 лет, он решил удалиться в Гималаи, чтобы стать «по ту сторону человеческих горестей и страстей». После многолетних упражнений Тапасвиджи научился погружаться в так называемое состояние самадхи, когда жизнь, кажется, покидает тело, и человек может подолгу пребывать в этом состоянии, не нуждаясь ни в пище, ни в питье. Состояние самадхи считается одним из приемов, ведущих к регенерации и обновлению организма. Судьба Тапасвиджи, которому благодаря какому-то снадобью удалось фактически вдвое продлить свою жизнь, возможно, не такое уж исключение. К тому же не надо забывать о курсах регенерации Калистро...

Безусловно, ко всему этому нельзя оставаться равнодушным. Тем не менее, где-то в глубине души чувствуется сомнение, что-то не принимается сознанием. Облегчить это состояние помог в этот приезд в Улан-Батор первый человек верующих в буддизм в Монголии, ее главный лама Чой Чамц Хамболама. Средних лет, высокий, стройный, с круглым лицом, розовой кожей юноши, с сильно набухающей У-образной веной, пересекающей закругленный лоб и четко просматривающейся над бровями - знак необычных дарований и любви к добру. Таким в обычном одеянии рядового служителя религии я увидел в первый раз главного ламу. В полуторачасовой беседе в рабочей юрте у главного храма выяснилось следующее.

Хозяин юрты осторожно, словно горячий чай, разлил в расписанные золотом пиалы ничем не пахнущую мутноватую жидкость. Мы стали пить ее маленькими глотками. После обоюдных расспросов о здоровье и пожеланий Чой Чамц начал не торопясь рассказывать, как бы прислушиваясь к тому, что говорит. Я внимал с удивлением: он раскрывал тайны продления жизни. Поначалу я перебивал, уточняя услышанное, и медленно, как бы механически, осушал содержимое пиалы. Неожиданно наступил момент, когда мое тело наполнилось сладкой и теплой истомой. Сознание и еще что-то необъяснимое, находящееся внутри тела, как бы стало опускаться в область чакры мулдахары, где обычно у человека дремлет кундалини (запас энергии человека). А затем наступил момент, когда я явственно почувствовал, как кундалини стало плавно подниматься по позвоночнику, входя во все чакры и наполняя тело сгустком теплой энергии. Стало жарко... Собеседника своего я почти не слышал. А он широко улыбался и что-то говорил. 

- А ведь можно управлять кундалини искусственным путем, - до меня наконец дошло и осознанно насторожило. 
- Можно, - твердо повторил главный лама Монголии. И неожиданно: 
- Нужны людям и снадобья, и различные специальные составы, но они не есть панацея. Куда действеннее посещение священных мест на земле, к примеру. Долины Бессмертия Шамбалы в Тибете.
- Бесспорно, - продолжает лама, и я слышу спокойный и уверенный голос, который тих от короткого дыхания говорящего, - в основе зарождения цивилизации безусловную роль сыграли Сыны Неба - божественные существа, спустившиеся на землю с облаков. Китайские и тибетские легенды донесли до нас многочисленные и подробные сведения о Сынах Неба. Они утверждают, что первый император Хуан-ди и его сподвижники прилетели из созвездия Большой Медведицы. Они построили в горах Куньлунь дворец, откуда совершали экспедиции в долину реки Хуанхэ и делились знаниями с местными жителями. Гора Куньлунь стала обителью Сынов Неба и всех людей, достигших высших добродетелей. Там в воздухе звучали музыка и песнопение, достойнейшие утоляли жажду эликсиром юности из бьющего возле дворца источника.

Лама поднялся, неторопливо достал из ярко инкрустированного шкафчика золоченый сосуд в виде дракона и, не спрашивая моего разрешения, долил в обе пиалы. Сел. Продолжил:
- Древнеиндийские и тибетские священные тексты называют эту страну Шамбалой...

Я где-то читал о том, что венгерский путешественник Чома де Кереш провел в одном из буддийских монастырей Тибета четыре года и пришел к убеждению в реальном существовании Шамбалы. Даже указал ее географические координаты. В 20-х годах, выполняя волю «железного» Феликса, сотрудники ЧКтоже хотели убедиться в ее существовании (и не только в этом). В частности, добивался этого печально известный чекист Яков Блюмкин. Тот самый, что руководил в России отделением по борьбе с международным шпионажем, тот самый, что в июне 18-го года совершил убийство германского посла Мирбаха, и, наконец, тот самый, перед которым ЧК поставил задачу не ограничиваться чисто «комиссарством» в экспедиции Н.Рериха в Шамбалу. Ему как опытному военному разведчику было поручено провести рекогносцировку местности, оценить положение на Каракорумском перевале и состояние дорог, а также степень концентрации британских войск... Однако это отдельная тема.

Так что я кое-что знал о Шамбале, поэтому слушал собеседника спокойно, не перебивая. Но вот Чой Чамц, загадочно улыбнувшись и выдержав значительную паузу, вновь продолжил. Вот тогда-то у меня от услышанного стало резко расти внутреннее напряжение.

- Монголам не обязательно отправляться в Шамбалу, - заговорщицки, почти шепотом произнес он. - В сорока пяти-пятидесяти километрах от Улан-Батора, на северо-востоке находится своя Шамбала, то есть монгольская, с ее мощной энергетикой... Привозят туда неходячих, больных, от кого отказываются врачи. Побывав там, привезенные и пришедшие вновь обретают здоровье, молодеют пожилые, удлиняя свою жизнь. Вот смотри, - главный лама показывает рукой в сторону входящего в юрту. 

- Сколько дашь ему лет? 
- 60-70?
-108! - с гордостью уточняет хозяин юрты.

Я шокирован. Чуть успокоившись, спрашиваю, почему бы небогатой Монголии ее Шамбалу не сделать доступной для многих нуждающихся за пределами этой страны. Какой бы был приток денег!
Лама ответил не сразу. На его широком розово-гладком лице четко обозначилась внутренняя борьба. Очевидно, образование, полученное им в Европе, и интеллект, но не сан, не позволили отделаться молчанием или азиатской попыткой перевести разговор в другое русло.

- В Монголии всё (!) принадлежит лишь монголам...

Я оторопел и дальше не мог понять, о чем он говорит. Сознание четко фиксировало: вот они, внутренние националистические взгляды монголов - свое только себе! И стало понятно, почему проживающие здесь казахи и другие народы не имеют на этой земле своих школ, храмов, почему после развала СССР в школах не стали изучать русский язык; почему утаивают местную Шамбалу и упорно замалчивают об открытиях российскими геологами богатейших залежей такого ценнейшего для здоровья минерала как мумиё. (К слову, уместно заметить, что с ламой я пил снадобье, в которое входило частично именно мумиё.) О нем более подробно я узнал чуть позже от человека, который непосредственно сделал большие открытия не только в его поисках, но и в переработке. (Оценив открытие наших геологов, монголы отказались от дальнейших услуг.) Это - геолог Михаил Ильич Савиных, автор сорока научных статей по поискам и разведке полезных ископаемых, а также по теории геологии. Сейчас он директор фирмы «Сибдаль-мумиё». В союзе с учеными Сибирского отделения Академии медицинских наук Савиных наладил выпуск прекраснейшего «Брагжуна» (состоит из мумие, меда и прополиса). Об этом уникальном человеке, проживающем в Новокузнецке, я узнал случайно в Улан-Баторе, в беседе с генеральным директором государственной геологоразведочной организации «Вуургент» Бояниргалом. Он случайно проговорился за третьей рюмкой «Столичной»: «Накануне развала СССР советские геологи, среди которых был Савиных, на северо-западе Монголии отыскали большие залежи мумие».

Именно эти самые залежи оказались продолжением мумиеносной провинции Горного Алтая. Интенсивность мумиеносности достигает до 1,5 кг в единичных находках. Естественно, и до этого официального открытия монголы знали о мумие, находили его в скальных отрогах, использовали для лечения. Да и как было не знать! Полумифическая история о мумие была давно описана арабами. Как природное лекарство, оно известно в медицине и ветеринарии около трех тысяч лет. В многочисленных рукописях на арабском, персидском, турецком языках ученые Ирана, Аравии и Средней Азии описывали различные типы мумие и способы применения.

Древние арабские медики применяли мумие при лечении переломов и вывихов, при лечении мигрени, эпилепсии, отравлениях, заболеваниях мочевого пузыря, туберкулезе и других болезнях. Авиценна смешивал его с растительным маслом и растирал на опухолях. Табиб - для восстановления половой функции.

- К наиболее известным древним свидетельствам о мумие Центральной Азии, как считают некоторые переводчики и медики, - пояснял мне другой уже собеседник, президент Национального медицинского университета Цэрэнхуугийн Лхагвасурен (он подтвердил мою догадку, что у главного ламы мы пили живительный «напиток», в состав которого входило мумие), - следует относить классический источник тибетской медицины «Чжуд-ши», написанный в V веке до н.э.

Знания и опыт советских геологов позволили осуществить успешные изыскания в этом районе Монголии. Как предполагали геологи, так и оказалось: наиболее благоприятны в отношении находок мумие южные отроги гор, более интенсивно прогреваемые солнечным теплом.

Скудность флоры и фауны, разнотравье, лишайники, а как следствие, грызуны, птицы, а также насекомые и микроорганизмы, деятельность которых в этих условиях резко снижена, способствуют, по мнению специалистов, мумификации, затвердеванию и длительной сохранности органических веществ.

Более обширные знания в этом направлении мне преподнес все тот же Савиных, автор книги «Все о мумие». Это он подробнейшим образом поведал о геолого-химических и фармакологических свойствах мумие и убедил в его применении. Уместно заметить, что регулярное употребление по утрам «Браг-жуна» надежно огораживает меня, пожилого человека, от гриппа и других простудных заболеваний. Вот почему мне обидно и больно за тех, кто, поверив в целебную силу мумие, за большие деньги приобретают не этот целебный минерал, а то, что за него выдают. Дело в том, как объяснил мне Савиных, порой за мумие («каменное масло» - смолообразуюшее пахучее вещество, застывающее на воздухе в твердую массу) продавцы выдают по внешнему виду и фармакологическому сходству селитры, квасцы, озокерит, окаменевшие растительные смолы и, в лучшем случае, мумие, перешедшее во вторую стадию (первичное, прошедшее через желудочно-кишечный тракт птиц, грызунов и мелких животных).

Вполне понятно желание людей приобрести мумие. Два десятка лет назад Владимир Солоухин об этом писал в книге «Мед на хлебе»: «...Теперь словно свихнулись все - мумие, мумие! Три года назад покупали это снадобье из расчета две тысячи рублей за килограмм. То есть, десятиграммовая росинка, аккуратно завернутая в пергаментную бумажку, этакая черная лоснящаяся бляшка величиной с ноготок мизинца, пахнущая не то овечьей отарой, не то битумом, стоила двадцать рублей... но прошло три - четыре года, и вот мумие ценится уже по восемь рублей за один грамм. Килограмм - восемь тысяч. Машина «Волга» или кооперативная квартира. Стомесячная зарплата нашего служащего. За один килограмм...»

Сегодня литература о мумие насчитывает более полутора тысяч источников, в том числе более трехсот научного характера (в основном медицинского), защищено свыше двадцати диссертаций. Однако для большинства людей не науки многое в написанном не ясно, особенно в Монголии. Тем не менее в этой большой стране развеяна тайна о наличии в ней мумие. Китай после развала СССР все настойчивее вынашивает планы разработок этой (и не только этой) природной драгоценности...

Следующая монгольская тайна - шаманизм. Жизненность ее открыто поддерживает одна из трех мировых религий - буддизм, а вот столичные чиновники отрицают наличие таковой, так же как и ката-курганский инцидент(!), не давший науке абсолютно никаких данных, чтобы разобраться, научно обосновать. А случилось это в мае 1984 года в авиационном монгольском городке ВВС Налайха. Рассказывает директор гражданской авиации ПНЛ Годности Бат Эрдэнэ (со слов отца, который был свидетелем этого инцидента).

Один из служащих, выглянув вечером в окно, увидел, что весь городок и его окрестности освещены очень мощным голубоватым светом. На улице стало светлее, чем днем! Однако источник света был невидим. Тем не менее свидетель, находившийся снаружи помещения, заметил большую яркую звезду, которая быстро приближалась, стремительно вырастая в размерах. Объект представлял собой эллипс, слегка приплюснутый снизу и сверху, с фиолетовым ореолом по краям. По его периметру вспыхивали разноцветные огни. Объект повис над авиагородком, и из него на землю упал сильный луч света. Затем луч поднялся и осветил весь городок. Через 6 - 7 секунд луч погас, и объект двинулся в обратном направлении.

Об этом странном объекте часто говорили и в последующие месяцы. Его видели не только летчики и наземные наблюдатели авиационной базы Налайха, но и люди из весьма редких поселений. Именно поэтому российский капитан Емельянов, совершавший однажды обычный учебный полет, не очень удивился, когда объект вдруг возник на трассе его полета на высоте пять тысяч метров, примерно в двух километрах от его самолета. Поскольку объект летел рядом, летчик оценил его размеры. С сообщением на землю повременил. Земля тоже помалкивала. Почти десять минут они летели вместе в тесном строю на дистанции около километра, а затем самолет начал снижение. Объект совершил тот же маневр. Синхронно они снижались до высоты около километра, когда Емельянов сообщил на землю, чтобы освободили полосу, поскольку он будет садиться не один. И только тогда, наконец, диспетчеры заметили «гостя», хотя сигнал от него на локаторе был слабый и неустойчивый. От посадки «гость» из космоса отказался.

Этот случай занимал бы особое место в истории советской уфологии, однако было сделано все, чтобы ситуация не имела развития: сроки расследования затянулись, и оно не получило необходимого направления. Может, в этом были заинтересованы политики, так как был всего лишь 1984 год.

Позже, через четыре года, произошло очередное чрезвычайное происшествие.

- Летом в восемьдесят восьмом году в одной из воинских частей, размещенной в нашей стране, находящийся в карауле младший сержант Григорий Д. расстрелял из автомата бетонную стену охраняемого им объекта, - поведал за ужином в моем номере известный монгольский журналист, директор студии телевидения «VBS TVV («Точка опоры») Ганболо. Объяснение оказалось туманным. Якобы солдат открыл огонь на поражение в связи с тем, что на охраняемый им объект проникло чудовище, которое он описал: дракон с огромной пастью, вертикально ходящий на двух могучих лапах...

Интересно и непонятно. И только в январском пятом номере «НЛО» за 2003 год этот случай по-своему комментирует автор статьи «В осаде динозавров» Соломон Нафферт.
«Первая мысль членов комиссии - солдат стал жертвой наркотических веществ или суррогатов алкоголя... Но солдат их потребление отрицал и продолжал настаивать на том, что видел чудовище.

Тогда подумали о психическом расстройстве... Резко-континентальный засушливый климат, пустыни, полупустыни и степи, жаркое солнце летом и суровые ветры зимой, однообразное питание - все это не может не сказаться на психике человека...

Но «точка», на которой служил Григорий Д., считается, по армейским меркам, весьма благоустроенной. Недавно рядом с ней даже пробурили артезианскую скважину...

К сожалению, комиссия вскрыла здесь картину худшую, чем отдельный факт стрельбы из автомата. В комиссию поступили заявления как от рядовых, так и от офицеров, что все они видели чудовищ. Сначала во сне, а потом и наяву. Даже командир «точки» майор Е. не отрицал, что «лично наблюдал различных чудовищ, но принимал их за мираж».

...Токсикологи никаких признаков отравления не нашли. Анализы воздуха, окружающего грунта, продовольствия и воды показали отсутствие веществ, способствующих вызвать галлюцинацию. Тупик...

Врач Бурлачук Г.Т., хирург, прошедший дополнительную специализацию по неврологии, ежедневно проводил медосмотр личного состава. Состояние каждого было вполне удовлетворительным - ни физических, ни психических отклонений от нормы не отмечалось. Поначалу. Первые признаки - видения гигантских ящуров - Бурлачук заметил у себя. Во сне он видел, как по равнине, ныне сухой и безжизненной, в высокой траве движется группа динозавров...

Когда на следующий вечер, прогуливаясь по степи, Бурлачук заметил, что на него бежит гигантский тарбозавр, стало ясно, что начались настоящие видения.

В видениях признались и военнослужащие. Да, видели сны. Да, мерещится порою чертовщина наяву.

Бурлачук вновь проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что причиной массовых галлюцинаций, возможно, является употребление артезианской воды. Действительно, неприятности на «точке» начались две недели спустя после того, как пробурили скважину, прежде же никто никаких драконов не видел».

Каким образом картина прошлого передавалась через воду, неизвестно, размышляет автор статьи и предполагает, что, «возможно, в глубине земли находилось кладбище динозавров. Остатки мозгового вещества ящеров растворились в воде в количестве, не обнаруживаемом обычными методами, и «молекулы памяти», проникая с питьевой водой в организм человека, вызывают древние образы. Или же в воде присутствовали не сами молекулы, а их информационный отпечаток».

Возможно, кто-то присоединится к мнению Соломона Нафферта, но, может быть, в данном случае видения призраков являются ни чем иным, как ментальной проекцией, возникающей в сознании людей после употребления воды из артезианской скважины.
Что и говорить! Монголия - загадочная страна с непонятными природными явлениями, укладом жизни, с порой необъяснимыми для нас, россиян, подходами к решениям тех или иных проблем.

Золото

Объем нелегальной добычи золота в Монголии уже почти сравнялся с законным промыслом желтого металла и достигает более 10 тонн за сезон. Независимое расследование, проведенное компанией «Эко-Майнекс-интернэшнл», выявило 100 тысяч старателей-нелегалов во всей стране. Если каждый из них намывает хотя бы один грамм золотого песка, то за декаду получается целая тонна неучтенного драгметалла. Таким образом, Монголия теряет в год 140 млн долларов, утверждает директор компании Рубин Грэйсон.

В одну из поездок по Монголии я посетил в Улан-Баторе Государственный музей. Среди драгоценностей, некогда принадлежавших высокопоставленным лицам, я неожиданно увидел поражающий большим размером и изящной отделкой золотой перстень с огромной (очевидно, рубиновой) печаткой с непонятным рисунком - личная печать Чингисхана. Работа умельцев Европы. Оттуда же и драгоценный металл, из которого изготовлено уникальное изделие. Этот же адрес имеют большинство других поделок, выставленных на обозрение - трофеи воинов Чингисхана, Батыя...

Надо полагать, что усыпальница великого Чингисхана является самой богатой на нашей земле. И нет сомнений в том, что захоронение хана одарит его открывателей бесценными историческими ценностями, золотыми и серебряными украшениями, драгоценными камнями. Весь этот кладезь, по самым скептическим предположениям, стоит миллионы долларов. Так что египетские фараоны определенно проигрывают в соперничестве. И понятно, почему правительство Монголии сворачивает поиски захоронения Чингисхана, которые время от времени ведут археологи Европы, России. Дело в том, что государству положено «делиться» с открывателями кладов, захоронений... А при той бедности, в которой пребывает эта страна, откуда появится желание кому-то что-то отчислять. Именно здесь уместно заметить, что до развала СССР возможности Монголии были значительнее. Зиждилось это на высоком товарном обмене с нашей страной. Однако кризис в 1991 году сократит объем экспорта Российской Федерации более чем в три раза, а импорт почти вдвое. Сокращение объемов продолжается. Сегодня на монгольском рынке Сибирь (и не только) существенно уступает свои позиции не только японскому, но и европейскому и китайскому капиталу.

Однако вернемся к золоту и драгоценностям Чингисхана.

Из литературных источников известно, что при жизни грозный завоеватель был аскетом и умер в походной обстановке. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, обладатель несметных богатств, он до конца своих дней чуждался роскоши и излишеств. После покорения Средней Азии его военачальники обзавелись прекрасными турецкими клинками, но сам Чингисхан остался чужд мусульманской роскоши. Он продолжал носить одежду кочевника, придерживался старых обычаев родины и завещал своему народу не изменять этим обычаям во избежание растлевающего влияния на нравы китайской и мусульманской культур.

Слава, уважение окружающих не сделали его другим - он оставался аскетом. Очевидно, у великого полководца еще задолго до его блестящих побед богатство не было первостепенной задачей. Что собой представлял Чингисхан до всему миру известных побед, мне не приходилось читать ни в каких источниках. А знать очень хотелось, и я нашел пожилого монгола, который согласился помочь мне.

В старом дребезжащем «Москвиче» мы с ним вторые сутки мчали (чаще по бездорожью) на юг. На востоке наблюдались невысокие горы, но неожиданно, ошеломляюще, вдруг открылась необозримая желтизна песка. «Гоби!» - почему-то с гордостью произнес «мой» монгол и хлопнул рукой по плечу сына, парня лет восемнадцати, что сидел за рулем. Мы остановились. Сделали привал, последний перед пустыней. Привал у подножия двух причудливых утесов. Они стояли один возле другого и назывались Удын-ама - Отверстые врата. Они были как бы закованы в каменную броню. За утесами пошли места открытые, совершенно сухие, почва - песок, мелкий щебень. Усиливающийся северо-восточный ветер подгонял «Москвич», беспрерывно кидая в него тучи песка и обломков засохших растений.

На третьи сутки пути показалась высокая гора. Она странно одиноко высилась среди пустынной степи. Монголы назвали ее Дарханом. Покрытая, будто латами, красными гранитными скалами, она показалась мне каменным исполином, стерегущим эти пустыни. Ни деревьев, ни травы, ни мхов на диких и, казалось бы, неприступных утесах. Я спросил, отчего гора названа так.

- Гору назвали в честь Чингисхана, - ответил «мой» монгол Санжаа. Узкие щелки его век при этом еще более сузились то ли от выпирающей гордости, то ли еще отчего, и - глаз не стало. - В молодые лета полководец был простым дарханом, - продолжал Санжаа. не разжимая век. - и ковал тут. у подножия этой горы, железо. 
- Как же так? - засомневался я. - По-моему, Чингис княжеского рода. Сын Есугая, отец которого Хабула был ханом, и до того, как Чингис ханом себя провозгласил, его Телемуджином звали.
- Нет, нет, - перебил, замахав руками, Санжаа. - Это все выдумано. Что Темучином его прежде звали, то верно. Но в молодых годах он был простым кузнецом и жил в бедности. В хаганы (руководители. - Авт.) народ выбрал его за великую храбрость. Собрались люди всех наших аймаков на великий курултай и провозгласили Темучина посланцем Неба на земле. А когда его на курултае в хаганы выбирали, над головой птица кружилась. Вот по голосу той птицы его и нарекли Чингисханом. 
Я вновь высказал сомнение. Монгол обиделся. 
- Да что он здесь прежде дарханом был - кого угодно у нас здесь спроси, каждый скажет. И теперь еще на вершине Дархана хранится наковальня Чингисова из бурына.
- Что это за бурын?
- Металл такой. В нем свойства железа и меди. Он и твердый, и гибкий - упругий, значит. На той наковальне и ковал Чингис оружие, которым покорил весь мир. 

Разве мог я после услышанного удержаться? Вперед, на вершину, к знаменитой наковальне! Вдвоем монголы кое-как убедили меня не осуществлять сегодня возникшее намерение.

То ли от нетерпения, то ли от неудобного лежания в кузове «Москвича», спал в эту ночь плохо. То песок, поднятый резкими порывами ветра, шумно хлестал по автомобилю, то отчетливо слышались завывания хищников пустыни, то, словно наяву, виделись и ощущались золотые слитки с кровью убиенных узкоглазыми свирепыми завоевателями...

Пробудился окончательно раньше монголов. Было необычно тихо. Светало, и уже четко вырисовывалась желанная гора. До неё рукой подать.

Часа полтора карабкался вверх по острым обломкам многовекового гранита. На последней к югу вершине, на которую я поднялся, неожиданно увидел несколько высоких обо, установленных в память высокопочитаемых людей.

Дальше пути не было. Всюду громоздились отвесные скалы красного гранита. Вскарабкаться на самую вершину, где, согласно преданию, хранится достопамятная наковальня Чингиса, мне оказалось не под силу.

С утеса открывался вид на необозримое пространство. На востоке чуть виднелись Херуленские горы, слегка подсвеченные поднявшимся над пустыней белым солнцем. Но и к западу, и к югу тянулась хорошо освещенная бесконечная долина. И, кажется, не было ей конца и края. По словам пожилого Санжаа, который слышал от своего прадеда, именно сюда Чингис часто взбирался и ночевал. Возможно, под впечатлением увиденной мной беспредельности этой и запала у него дума о безграничном владычестве.

В этот день моему удивлению не было конца. Судите сами. Этот Санжаа, хозяин худого остренького лисичьего лица, обрамленного рыжеватой бородкой и с бесхитростными глазками, поведал следующее:

-  Напрасно, Станислав, ты на гору Чингиса отправился без нас. С вершины ее я бы показал место, в котором, по рассказу моего деда, ваш соотечественник барон Унгерн спрятал наше золото.
-  !!!

От услышанного обдало жаром. Не ослышался ли? Оказывается, нет.
Немного погодя, придя в себя, возмущенно заявил монголу:

-  Если даже и действительно это здесь произошло, то эмиссар Керенского, барон Унгерн запрятал не монгольское золото, а казну российской Азиатской дивизии, которой он командовал.

Санжаа не стал оспаривать, кому принадлежало золото, но выразил желание узнать хотя бы то, что знаю я по этому историческому случаю. Вот что я рассказал монголам: «Большое доверие и популярность в Монголии Роман Федорович Унгерн завоевал, освободив из плена монгольского императора Богдо Гэгэна и вернув ему власть. За свое освобождение император пожаловал Унгерну четыре высших привилегии: право иметь желтые поводья, халат и сапоги цвета солнца, ездить в зеленом паланкине... Остальные привилегии барон Унгерн присвоил себе сам. Я опускаю подробности, ибо дело не в привилегиях, а в том, что казна Азиатской дивизии располагала огромными суммами как в денежной наличности (в основном в золотых монетах русской чеканки и в китайских серебряных), так и в драгоценных камнях. Один только личный капитал барона составлял более 15 миллионов рублей в царских золотых.

Так вот, сначала Унгерну сопутствовал успех, но затем начались неудачи. Регулярные части Красной Армии взяли Ургу, а еще через несколько дней монгольский народ узнал, что у него есть вождь Сухэ-батор и что под его руководством в стране произошла революция. И тут возникли непредвиденные обстоятельства. Сухэ-батору было объявлено, что как только казна Азиатской дивизии будет найдена, ее передадут новому правительству. Казна Унгерна как в воду канула».

Более подробно я не успел раскрыть эту тему. Дело в том, что невдалеке прогуливающийся шофер, брат Санжаа, стал руками выразительно приглашать нас подойти. Мы покинули «Москвич». Молодой монгол стоял в центре силуэта четко очерченной постройки. То была тень стоящей на самой вершине утеса наковальни Чингиса.

Особого труда не составило уговорить Санжаа подняться на вершину. Очень захотелось посмотреть наковальню и то самое место, где, по его мнению, спрятаны драгоценности Унгерна.

Сравнительно быстро поднялись до того места, до которого мне в первый раз удалось добраться. Под ногами все те же красные гранитные глыбы, и не было вновь выше пути. Возможно, что от резкого перепада температур воздуха гранитные глыбы утеса трескались, крошились, заваливая все на своем пути. Монгол в недоумении хватал, дергал на себя плоские глыбы. Я, естественно, помогал. Безудержно скатывающееся к горизонту солнце безжалостно подгоняло, торопило. От жары и физического напряжения гулко стучало в висках, кровоточили пальцы и ладони. Взмокшие и уставшие, поняв, наконец, тщетность попыток разобрать завал, раздосадованные, свалились на эти проклятые пыльные глыбы. Дышали словно рыбы, выброшенные на берег. А когда вновь встали, то нахлынувшему внезапно изумлению не было предела. Тот же самый ландшафт, что видел я утром с этой же самой точки, сейчас медленно, безостановочно приобретал совершенно неожиданно неестественную окраску. Чудо - заходящее солнце рукою великого живописца перекрашивало обозримое нами в натуральный цвет золота. Та же самая бескрайняя песчаная долина, уходящая своим длиннющим телом в пустыню Гоби, сейчас отливала нежным золотом. И очень-очень далеко поднималась в голубень неба пыль, взбитая неразличимыми животными, золотистым желтым порошком. Золотом подернулись на востоке и дальние сопки гор, робко тянувшихся в пустыню. Золотилась, темнея, и часть нашей красноликой вершины. Не верилось! Будто во сне.

Даже в самых пылких мечтах ничего подобного не приходило в голову. Но увидев такое (!), во всяком случае, не скажешь про себя, будто не знаешь, что такое счастье, ибо это самое счастье не зависит от того, сколько ты проживешь - сорок ли лет или девяносто. Человек всегда был жаден до жизни. Все равно ему покажется мало. Счастье от того зависит, сколько на твою долю выпадет таких вот минут, как эта. 

Тайны Монголии

В столице Монголии Улан-Баторе есть пятнадцатый микрорайон. На его главной улице в голубое небо устремил свою «летящую» крышу с загнутыми кверху углами монастырь Манба Дацан. Он был построен в 1760 году как «Монастырь медицинской помощи народу». В 1937-м его закрыли. Сегодня в этом помещении - клиника и учебный центр традиционной монгольской медицины. При нем успешно функционирует современный вуз - институт традиционной монгольской медицины.

Любого, пришедшего в этот вуз, врач внимательно выслушает, осмотрит и в большинстве случаев рекомендует...пить воду! Так, например, при первых признаках гриппа необходимо вскипятить воду и трижды в день, лучше после еды, пить по одному стакану кипяченой воды. Вода должна быть экологически чистой - минеральной, родниковой из проверенного источника или фильтрованной.

Эта же вода способна надежно избавлять от многих расстройств желудочно-кишечного тракта.

Бесплатно раскрывают секрет приготовления целебной кипяченой воды. Я понял следующее: один литр чистой воды кипятят так долго, пока не останется одна четверть литра (один стакан). Эту воду необходимо освободить от всех случайных информационных напластований. Для этого воду фильтруют (и не фильтруют, если она родниковая), а потом долго кипятят. После кипячения вода должна быть заряжена позитивной для организма информацией. Это могут быть любые хорошие, добрые слова или мысли, пожелания здоровья и долголетия себе и близким; верующие читают молитву, славящую Создателя...

Место последнего упокоения Чингисхана ищут давно. Теперь вот в Монголии нашли крытый мавзолей, располагавшийся на травяной равнине в центральном аймаке страны, примерно в 240 километрах к востоку от Улан-Батора. Мавзолей стоял на каменной платформе, которая, возможно, представляла собой часть фундамента дворца. На месте раскопок, помимо конских костей, обнаружены куски фарфора, бронзовые аксессуары, курильницы для благовоний, украшенные изображениями драконов - символ императорской власти.

Как известно, Чингисхан умер в 1227 году, распорядившись, чтобы место его погребения не разглашалось. Поиски могилы полны всякой мистики. В 2002 году чикагский историк Джон Вудз получил разрешение монгольского правительства на раскопки в 320 км к северу от Улан-Батора. Однако через пару месяцев работы были внезапно прерваны, поскольку на археологов обрушилась лавина всяческих бедствий: рабочих кусали змеи, автомобили сами собой скатывались по склону, и все такое. Кстати сказать, и японские раскопки 1993 года тоже закончились неожиданным и мистическим отзывом всей команды археологов.

Среди экспонатов музея Улан-Батора невозможно не заметить стеклянную емкость с заспиртованной в ней головой человека. Это - то, что осталось от некогда могущественного разбойника Джелама.

Монгол Санжаа, который на своем старом и дребезжащем «Москвиче» организовал для меня поездку «по следам» барона Унгерна, рассказал о нем приблизительно тоже самое, что поведал об этом разбойнике Н. Рерих в книге «Сердце Азии»: «Джалама окончил курс русского университета по юридическому факультету, выказав при этом особенные способности. После учебы он вернулся в Монголию. Несколько лет в Тибете изучал ламаизм, а также и волевые воздействия, к которым он имел природные дарования. Вернувшись в Монголию, Джелама получил титул князя. Обладая этим титулом, повздорив с казачьим офицером, оказался в русской тюрьме. Революция семнадцатого года освободила осужденного.

После набегов на богатых монголов, организованных Джаламой, его шайка в Центральной пустыне Гоби построила свой город. При строительстве его были использованы пленники из многочисленных шайкой разбитых караванов. В 1923 году к Джеламаю пришел монгольский офицер, чтобы поднести хатык (белый шарф. - Авт.). Под ним у офицера оказался браунинг, из которого и был застрелен владыка пустыни. Голову его на копье продолжительное время возили по базарам Монголии».

×